Станислав Сергеевич Говорухин был великим русским режиссером. Как здорово, что в честь него назвали небольшую набережную в московском районе Ростокино! На мой взгляд, три самые сильные работы Говорухина — «Место встречи изменить нельзя», «Десят негритят» и «Ворошиловский стрелок».
Выделю еще триллер «Уик-энд». Очень много интересной информации можно почерпнуть из блистательных интервью Говорухина. С какими выдающимися людьми общался режиссер!
И первый в этом ряду, конечно, Владимир Высоцкий. Только вот удивительное дело: сколько в России памятников Высоцкому. Даже в небольшом городе Гороховце, где Высоцкий вряд ли бывал. А памятников Говорухину нет…
И поэтому, когда я изучал Яндекс-карты и недалеко от набережной Говорухина увидел «памятник Говорухину», очень удивился. Что-то не припоминал я памятника на этом месте!
Полез в интернет искать информацию и обнаружил, что в 2019 году спикер Госдумы Вячеслав Володин действительно предложил установить памятник Говорухину у входа во ВГИК.
Либералы завопили: как же так, там уже стоит памятник вольнодумцам — Тарковскому, Шпаликову и Шукшину! Как же может рядом с ними стоять Говорухин, который был депутатом Госудмы и шел на компромисс с властью?!
Возражу уважаемым либералам. Тарковский и Шукшин тоже снимали кино за государственные деньги. «Сталкер» вообще мастерили несколько лет, многократно портя дефицитную пленку и переделывая одни и те же сцены бесчисленное количество раз. При этом, смотреть Сталкера очень трудно. Ничего себе вольнодумцы.
А вот фильмы Говорухина мы до сих пор помним и любим. «Вор должен сидеть в тюрьме!» На предложение уважаемых либералов поставить памятник Говорухину у входа в Госдуму я скромно замечу, что Станислав Сергеевич вошел в историю России совсем не как депутат. А как гениальный русский режиссер, снимавший великие фильмы.
Но авторы памятника, видимо, все-таки решили уступить напору «либеральной общественности». Памятник появился в компромиссном виде. Это уникальный памятник, очень необычный. Такого я еще в своей жизни не видел. Вроде бы, ничего особенного: режиссер стоит в походной куртке и шапке и смотрит на горы.
Вот только размером он буквально с мою ладонь. Да, памятник вмонтирован в мемориальную доску, установленную в дверей ВГИК. Сотни машин, проезжающих мимо по улице Вильгельма Пика, его и не видят. Хорошо, что памятник есть. Плохо, что он такой маленький.
Вот был бы покрупнее, водители бы замечали его, вспоминали Глеба Жеглова или деда Афонина из «Ворошиловского стрелка» — и возможно, у них становилось бы теплее на душе. Реже гудели бы друг на друга и нарушали правила дорожного движения.