После завершения учебы в театральной студии Николай Гринько поступил в Запорожский драмтеатр. Карьера быстро набирала обороты.
Вскоре он женился на актрисе местного театра и, казалось, что судьба складывается наилучшим образом. Но Гринько так не думал. Ведь он так мечтал сниматься в кино, но режиссеры будто не замечали его.
Николай был очень высоким, худым и немного сутулым. Его «фактура» не соответствовала образу героя того времени. В начале 50-х он сыграл второстепенного персонажа в фильме “Тарас Шевченко” и затем много лет ждал своего часа.
У Гринько был хороший музыкальный слух. Неудивительно, что в 55-м ему предложили стать худруком Киевского симфо-джазового оркестра “Днепр”. Он согласился даже не подозревая, как это радикально изменит его личную жизнь.
В оркестре работала 25-летняя красавица-скрипачка Айше Чулак-оглы. Она как раз готовилась к своей свадьбе, когда на пороге филармонии впервые увидела нового руководителя оркестра.
Скрипачка прекрасно играла и на фортепьяно. Отыграв концертную программу, она любила уединяться в полутемном зале. В тишине и одиночестве исполняла свои любимые произведения.
В такой момент ее и увидел Гринько. Девушка запала ему в душу, но виду он не подал. Они, как прежде, здоровались при встрече, обсуждали рабочие вопросы, а на гастролях в дороге много разговаривали. Вскоре Айше поняла, что влюбилась в худрука.
Оркестр давал концерты в Одессе, когда все музыканты коллектива решили посетить оперный театр. В тот день Айше очень волновалась. Надев лучшее платье и прихватив с собой туфли-лодочки, она выбежала из гостиницы.
Уже в театре девушка обнаружила, что одна туфля осталась в номере. Вернувшись обратно поинтересовалась у метрдотеля, давно ли ушел Гринько. Оказалось, что худрук еще не выходил.
Айше решила зайти за ним. Когда она вошла в его номер, Николай неожиданно обнял растерявшуюся турчанку. Они объяснялись. Николай подал на развод, а Айше отменила свадьбу и рассталась женихом.
Очень скоро влюбленные сыграли скромную свадьбу. Воспитанная в восточных традициях девушка, окружила Николая теплом и заботой. Он ценил это и много работал, чтобы жена ни в чем не нуждалась.
Айше принесла в его жизнь удачу. Кинорежиссеры наконец заметили его. У актера не было амплуа. Он не любил сниматься в одинаковых ролях.
Все его персонажи были непохожи друг на друга. Достаточно вспомнить папу Карло в “Приключении Буратино”, Антона Чехова в “Сюжете для небольшого рассказа”, профессора в “Сталкере”, дядю Егора в “Афоне”.
Айше не желала расставаться с мужем и поставила крест на своей карьере, а тот был только рад, что она рядом. Вот только детей Бог им не дал. Они прожили в любви и согласии уже больше 30 лет, когда в 89-м Николая Григорьевича подкосила лейкемия. Айше держала его за руку, когда он тихо ушел во сне. Ему было 69.