В 1996 году, уже после смерти известного советского композитора Микаэла Таривердиева, сценарист Эмиль Вениаминович Брагинский признался журналистам, что в сюжет фильма «Вокзал для двоих» легла реальная история, которая случилась в жизни этого знаменитого композитора.
Об этой истории он случайно узнал от общих друзей ещё в конце шестидесятых годов. Известно, что в 1967 году композитор Таривердиев попал в ДТП, в котором погиб человек.
Проезжая по Ленинградскому проспекту, водитель немного превысил скорость и не смог избежать наезд на пешехода, который внезапно оказался на проезжей части перед машиной.
Причем там, где пешеходам находиться запрещено. Но по советскому законодательству считалось, что именно превышение скорости помешало водителю предотвратить трагедию, и поэтому он должен нести ответственность за смерть этого пешехода.
Как установил суд, в машине находились два человека – сам Таривердиев и его возлюбленная — молодая актриса Людмила Максакова. Учитывая показания Таривердиева и Максаковой, суд установил, что за рулем машины находился композитор.
Судья приговорил Таривердиева к двум годам лишения свободы. Но так как следствие тянулось долго, и он попал под амнистию, то был освобожден прямо в зале суда.
Вроде бы обычное дело, ведь ДТП может случиться с любым водителем. Но среди друзей и знакомых Таривердиева была уверенность в том, что вины композитора в том дорожном происшествии не было вообще, так как за рулем машины находилась его подруга Максакова.
К тому же следствие располагало косвенными доказательствами того, что за рулем была именно женщина, а он сидел рядом на пассажирском сиденье.
Но показания самого Таривердиева, а также и Максаковой, которая в суде стала главным свидетелем, для судьи значили больше, чем доводы следствия.
Почти все друзья Таривердиева были уверено в том, что он просто взял вину на себя, как настоящий кавказский мужчина и к тому же влюбленный в эту женщину.
Максакова была молодой и еще никому неизвестной актрисой, а он уже маститым и популярным композитором, и поэтому он мог, в отличие от неё, рассчитывать на снисхождение суда при вынесении приговора.
В итоге всё так и получилось. Он избежал реальной тюрьмы, что вряд ли бы удалось Максаковой. Но финал этой истории для Таривердиева всё равно оказался печальным.
Пока шло следствие, а сам композитор некоторое время находился в СИЗО, Максакова увлеклась другим мужчиной и даже не явилась на последнее заседание суда, когда выносился приговор.
В это время она уехала с новыми друзьями на отдых и фактически уже не интересовалась судьбой композитора. После того случая Таривердиев прекратил с ней всяческое общение и больше никогда и нигде не упоминал её имя.
Когда об этой истории узнал Эмиль Брагинский, то его потрясло благородство Таривердиева. Вместе с Эльдаром Рязановым они решили обыграть эту ситуацию в сценарии своего нового фильма.
Правда, они додумали эту историю по-своему и всё же отправили композитора (в фильме он пианист) на зону.
Людмила Васильевна Максакова всегда утверждала и до сих пор утверждает, что в тот роковой случай за рулем находился именно Таривердиев, и считает все эти разговоры чудовищным и лживым мифом. К сожалению, мы уже никогда не узнаем правду о том, как было всё на самом деле.
Микаэл Леонович Таривердиев — автор многих популярных мелодий и песен. Наиболее известные произведения композитора — это музыка и песни к фильмам: «Семнадцать мгновений весны» и «Ирония судьбы, или С лёгким паром!».
А всего он написал музыку к 132-м фильмам и спектаклям! Он автор более сотни песен, четырех балетов, пяти опер и множества классических произведений. Композитор скончался от сердечного приступа в 1996 году в 64-летнем возрасте.