Фильм «Гусарская баллада», вышедший на экраны в начале 1960-х, был очень важен для молодого режиссёра Эльдара Рязанова.
Дело в том, что предыдущая работа Эльдара Александровича (фильм «Человек ниоткуда») очень не понравилась всесильному Михаилу Суслову и была отправлена «на полку».
Режиссёру было крайне важно снять фильм, который, «восстановит его доброе имя», — во-первых, понравится большому числу зрителей, а, во-вторых, не вызовет вопросов у цензоров.
Удивительно, но «Гусарская баллада» чуть было не произвела обратный эффект — историческая комедия вполне могла стать ещё одним запрещённым фильмом в биографии Эльдара Александровича…
Почему Гурченко не сыграла в фильме
Для экранизации Эльдар Рязанов взял пьесу Александра Гладкова, которую хорошо знал с юношеских лет.
Ещё в Великую Отечественную будущий режиссёр впервые увидел спектакль про «девушку-корнета» на сцене московского театра и сразу же загорелся идеей сделать в будущем киноверсию этой истории.
По поводу актрисы на главную роль у Рязанова не возникало никаких сомнений. Маэстро считал, что лучше Людмилы Гурченко с задачей не справится никто.
В качестве запасных кандидатур (на случай, если Гурченко откажется) значились Светлана Немоляева, а также Алиса Фрейндлих.
Кроме того, Рязанов был готов пригласить в картину жену Юрия Никулина — Татьяну, которая внешне подходила под типаж главной героини.
Однако эта идея не понравилась супругу женщины — Никулин категорически запретил жене сниматься, чтобы она надолго не уезжала от детей и дома.
Гурченко тоже, кстати, не смогла сыграть по «личным причинам»: артистка очень переживала из-за домашних проблем, которые были на тот момент, и провалила пробы.
Как в фильм попали мундиры из «Войны и мир»
Кандидатуру Юрия Яковлева на роль поручика Ржевского поначалу тоже не рассматривали. Режиссёр надеялся уговорить сыграть в фильме Вячеслава Тихонова.
Однако из этой затеи ничего не вышло, и тогда режиссёр обратил внимание сначала на Сергея Юрского, а затем и на Яковлева.
Съёмки картины шли одновременно с другой лентой, посвящённой 1812 году, — эпопеей «Война и мир» Сергея Бондарчука. Благодаря этому съёмочная группа «Гусарской баллады» смогла «позаимствовать» у коллег специально сшитые военные мундиры XIX века.
Получилось забавно: костюмы впервые появились на экране в «Балладе» и лишь тремя годами позже их можно было увидеть в экранизации романа Льва Толстого.
Что не понравилось цензуре
Без проблем с цензорами не обошлось. «Гусарская баллада» создавалась к 150-летию Бородинской битвы, и часть руководства киностудии выступила категорически против того, чтобы события прошлого «подавались в столь игривой форме».
А жизнь гусаров выглядела как череда весёлых похождений и дружеских пирушек. Сценарий удалось-таки отстоять, а съёмки провести в срок. Впрочем, главные трудности на пути фильма к зрителям начались именно в тот момент, когда съёмки были завершены.
Картину посмотрела министр культуры Екатерина Фурцева. Она была возмущена комедией Эльдара Рязанова и обвинила его в «непростительной ошибке» и «клевете на героев 1812-го».
«Непростительная ошибка» Рязанова
«Ошибка» Рязанова заключалась в том, что на роль полководца Михаила Кутузова был приглашён актёр Игорь Ильинский. На тот момент артист воспринимался исключительно как исполнитель комедийных ролей.
— Вы что, хотите, чтобы зрители встречали Кутузова дружным хохотом? — поинтересовалась Фурцева, оговорившись при этом, что лично ей Игорь Ильинский очень нравится.
Рязанову было поручено вырезать все сцены с «комиком в роли Кутузова» и переснять их с другим актёром. Режиссёр уже начал поиски «серьёзного артиста» на роль полководца. Но помог счастливый случай.
Почему всё-таки не стали вырезать сцены с Ильинским
Практически одновременно с показом, на котором присутствовала Екатерина Фурцева, состоялась ещё одна закрытая демонстрация «Гусарской баллады». Она проходила в редакции газеты «Известия» и имела большой успех.
Вскоре на страницах издания появилась статья, посвящённая фильму Эльдара Рязанова. Автор текста отмечал многие интересные находки создателя «Гусарской баллады», а особенно — Игоря Ильинского в роли Кутузова.
Вышедший материал оказался неожиданностью и для Рязанова, и для Фурцевой, и для прочих заинтересованных лиц. Возникла недвусмысленная ситуация, из которой единственно верным решением стал «зелёный свет» для фильма и разрешение на прокат в режиссёрском варианте.
И неслучайно. Ведь главным редактором «Известий» на тот момент был Алексей Аджубей, который приходился зятем советскому лидеру Никите Хрущёву. Поэтому любая публикация в газете тогда рассматривалась как сигнал, обязательный для исполнения.