«Старуха» «любила выпить, играла в карты, курила и могла убить словом». Секрет вечной молодости Татьяны Пельтцер

ШОУ-БИЗ

6 июня народной артистке СССР Татьяне Пельтцер исполнилось бы 119 лет. Татьяна Пельтцер — дочь обрусевшего немца, актера театра и кино, лауреата Сталинской премии Иоганна Робертовича (Ивана Романовича) Пельтцера — появилась на свет 6 июня (по новому стилю) 1904 года в Москве.

Впервые вышла на сцену в девять лет — в роли Авла, брата главной героини, в спектакле «Камо грядеши» по роману Г. Сенкевича.

Татьяна Пельтцер.

Однако дальнейший путь будущей народной артистки СССР на сцену оказался тернистым. В 20 лет, не имея специального актерского образования (актерскому ремеслу ее обучал отец), Татьяна поступила на службу в Передвижной театр Политуправления, затем работала в театрах Нахичевани, Ейска, «3-ем театре РСФСР.

Комедия» в Москве. Но ни в одной труппе так и не прижилась. Не заладилась ее театральная карьера и в Германии, куда в 1930 году Пельтцер уехала, выйдя замуж по большой любви – за немецкого коммуниста и философа Ганса Тейблера.

Не желая быть «птичкой в золотой клетке», после нескольких лет замужества Татьяна отказалась от обеспеченной и благополучной жизни за границей, развелась и вернулась в СССР, где вновь начала свои скитания по театрам.

В 1934 году молодую актрису уволили из театра МГСПС (сегодня – театр им. Моссовета) с формулировкой «за профнепригодность» — как не имеющую актерского образования.

Затем были Ярославский драматический театр, по нынешним временам совсем «экзотический» Московский областной колхозно-совхозный театр и вновь театр МГСПС.

Татьяна Пельтцер.

Настоящий «звездный час» Татьяны Пельтцер пробил в 1947 году, когда она наконец обрела свой театральный дом – им стал Театр сатиры, где Татьяна Ивановна блистала в течение 30 лет. Тогда же ее талант, наконец, «рассмотрели» и режиссеры кино.

После выхода на экраны картин «Свадьба с приданым», «Максим Перепелица» и «Солдат Иван Бровкин» 50-летнюю актрису стали называть «матерью русского солдата», «колхозной мамашей» и «всесоюзной кинобабушкой».

Правда, впоследствии добавилось еще одно прозвище – «бабушка-скандал», поскольку Пельцер славилась еще и непростым характером, была очень остра на язычок. У актрисы было немало недоброжелателей.

Но зрители и партнеры ее просто обожали. И было за что! Только ее возрастные героини могли танцевать на кровле дома, прыгать с забора, бегать с песнями по мостовым и кататься на крыше несущегося троллейбуса.

Всего Татьяна Ивановна сыграла примерно в 100 картинах. К сожалению, на склоне лет она тяжело заболела – стала терять память, начались приступы подозрительности и мании преследования.

Пельтцер поместили в Московскую психиатрическую клинику имени Ганнушкина, где она скончалась 16 июля 1992 года. Предлагаю несколько ярких историй из жизни Татьяны Ивановны, рассказанных ее коллегами по сцене.

Татьяна Пельтцер и ее роли.

«КОГО Я ВИЖУ?! БАБУШКА ПИЗДНЕР!»

Народный артист России Зиновий Высоковский: «Мы все любили Татьяну Ивановну Пельтцер. За глаза ее ласково звали «старухой».

Эта «старуха» давала сто очков вперед нам, тогда молодым… Я многие годы играл с ней в «Женитьбе Фигаро». Я — Бартоло, она — Марселина. Дуэт был первостатейный.

У нее был свой секрет вечной молодости. Она любила выпить, играла в карты, курила. У нее был колоссальный юмор. 1970-е годы, Польша…

Смотрите также:  Идиотское преступление убило карьеру чемпиона Европы. Россиянин рискнул ради 6 тысяч рублей

Мы ездим по гарнизонам и обслуживаем наши войска из Западной группы войск. Поздно ночью автобус прибыл в Свиноустье. Нас встречает молодой капитан с фонариком.

Первым из автобуса выходит Анатолий Папанов. Капитан направляет на него фонарик и говорит: «Ешь твою мать… Волк!» За ним выхожу я. Он говорит: «Ешь твою мать… Пан Зюзя!» За мной выходит Татьяна Ивановна Пельтцер.

Совершенно обалдевший капитан криком кричит: «Ой! Мать вашу всех!!! Кого я вижу?! Бабушка Пизднер!» Помню, «старуха» открыла рот (а она была завзятой матерщинницей), — и капитана потом еле откачали нашатырным спиртом.

Когда ей было уже за семьдесят, главный режиссер театра (народный артист СССР Валентин Николаевич Плучек, — авт.) позволил себе в обычной для него оскорбительной манере на репетиции сделать ей грубое замечание.

Она подошла к рампе, выдержала паузу и бросила ему в зал: «Мудак! Старый и бессовестный», после чего с гордо поднятой головой покинула Московский академический Театр сатиры навсегда».

Т. Пельтцер в спектакле «Женитьба Фигаро».

ПЕЛЬТЦЕР И РАНЕВСКАЯ

Эта история уже десятилетия передается из уст в уста. Фаина Раневская и Татьяна Пельтцер – эти две яркие, самобытные, неординарные личности, «королевы эпизода» дружили давно.

Несмотря на то, что у обеих был непредсказуемый и очень взрывной характер, и обе вошли в историю своими колкостями по отношению к коллегам и своими афоризмами.

Они настолько были близки, что долго друг без друга не могли. Пока не случился инцидент, едва не поставивший крест на их дружбе.

В конце декабря 1945 года Фаина Георгиевна и Татьяна Ивановна были приглашены на званый вечер, который решила устроить вдова писателя Михаила Булгакова, Елена Сергеевна.

Она предупредила гостей, что будет маскарад, и чтобы они непременно все пришли в маскарадных костюмах, так как будет конкурс на лучший из них. Гости с задачей справились.

Кого только на этом балу не было: снегурочки, фрейлины, моряки, а Мстислав Ростропович и Святослав Рихтер, нарядившись в крокодилов, не вошли, а… вползли в квартиру.
Фаина Георгиевна пришла первой из подруг, и произвела настоящий фурор.

На ней красовалась шляпка в виде гнезда из сена, в центре которого восседал бутафорский гусь, очень похожий на настоящего.

Во время застолья «гусь» на шляпе актрисы вдруг вытянул шею и наклонил голову над блюдом. Раздались восхищенные аплодисменты. Казалось, что оригинальнее костюма придумать невозможно.

В это время в дверях появилась Татьяна Пельтцер, и гости просто остолбенели. Всё платье актрисы было сплошь усыпано… баранками.

Браслеты из этих хлебобулочных изделий украшали запястья её рук, огромными серьгами свисали с ушей и даже с кончика носа. На голове красовался венок из соломы.

«Мой костюм называется „Урожайный“, и я прямиком с сельскохозяйственной выставки!», — выпалила она. Было очевидно, что Пельтцер своим костюмом затмила Раневскую, перетянув всё внимание гостей на себя.

Разумеется, Фаина Георгиевна с этим смириться не могла. Она подошла к подруге-сопернице и гневно воскликнула: «Ещё не отменили продуктовые карточки, а вы так позволяете себе обращаться с хлебом!»

Татьяна Ивановна сдержала себя, а позднее все баранки раздала гостям… После этого случая актрисы некоторое время не разговаривали, тем не менее, им удалось помириться.

Фаина Георгиевна Раневская и Татьяна Ивановна Пельтцер, 1970-е годы

«ПОЧЕМУ, ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК НИЧЕГО НЕ УМЕЕТ, ОН ОБЯЗАТЕЛЬНО ЛЕЗЕТ В РЕЖИССУРУ!»

Народная артистка России, актриса Театра сатиры Нина Архипова: «Мы подружились в Театре сатиры, куда я пришла, проработав несколько лет в Театре имени Вахтангова. Но увидела я ее гораздо раньше — на каком-то вечере в ЦДРИ (Центральном доме работников искусств).

Смотрите также:  За кадром фильма «Мужики!»: факты, которые вы могли не знать. Как сложились судьбы актеров

Помню, сидела, ждала, когда начнется концерт, как вдруг на сцену вышла уборщица. Она начала драить пол и, как часто делают люди этой профессии, попутно ворчать: «Вот вы тут сидите, а нам надо убирать, ничего не готово, потому и концерт задерживается».

Когда женщина, помахав шваброй, ушла, соседка по залу повернулась ко мне и спросила: «Ну как, понравилась вам Пельтцер?»

Я была поражена безмерно: мне и в голову не пришло, что это актриса. У Татьяны Ивановны был поразительный дар перевоплощения.

Так я — сразу и навсегда! — стала ее поклонницей. Я очень любила наблюдать, как она работает: сначала приходила на репетиции спектаклей с ее участием.

А потом мне повезло играть вместе с ней в пьесе венгерского драматурга Миклоша Дярфаша «Проснись и пой!», поставленной в Театре сатиры Марком Захаровым и Александром Ширвиндтом.

Каждый раз, глядя на то, как она ведет себя на сцене, я поражалась: вроде бы уже не молода, а как заразительна и привлекательна, когда хочет быть приятной и красивой!

А как Татьяна Ивановна скакала по лестницам — я в ее возрасте уже бы так не могла, а она все себе позволяла и была просто прелестной.

В фильме «Приключения желтого чемоданчика», 1970 год

Где бы театр ни был на гастролях, мы везде ходили вместе — ей нужно было обегать весь город. И вот ведь что удивительно: у нее никогда не уставали ноги.

Пельтцер вприпрыжку бежала вперед, а я плелась сзади и просила: «Татьяна Ивановна, пожалуйста, помедленнее!»

Причем носилась она не только по музеям и достопримечательностям, но и по магазинам: и то ей надо купить, и это! И мне что-то присматривала — какие-то ножички, дощечки, салфеточки…

Мне иногда казалось, что у нее, как у Карлсона, где-то спрятан небольшой моторчик. Помню, как мы праздновали 70-летний юбилей Пельтцер: на вечер был запланирован спектакль с ее участием.

Потом должны были Татьяну Ивановну чествовать, а поздно вечером всей труппой собирались идти в ресторан.

Учитывая такой насыщенный вечер, женщина ее возраста полдня отдыхала бы, а она с утра побежала на вокзал встречать поезд, на котором должны были приехать из Ленинграда две ее подруги.

Оттуда вся троица потащилась по магазинам, потом дамы поехали в парикмахерскую, чтобы вечер встретить во всеоружии.

В театр виновница торжества влетела в последнюю минуту, превосходно отыграла спектакль, выдержала все поздравления, поехала в ресторан Дома актера, где перетанцевала, по-моему, со всеми присутствующими мужчинами. Это была женщина невероятного темперамента!

Общение с ней всегда превращалось в праздник, даже если она сердилась. Да, бывало и такое! Пельтцер, например, всегда начинала подготовку к спектаклю с маленького скандала: то костюм у нее недостаточно наглажен, то парик не так завит.

Все в театре об этом знали, и никто не обижался. Спустя какое-то время мы поняли: так Татьяна Ивановна себя заводила и потом выпархивала на сцену с горящими глазами.

Это был ее актерский рецепт: она считала, что нельзя играть просто так, нужно эмоционально себя настроить.

Татьяна Пельтцер в картине «Формула любви», 1984 год

Дружба Татьяны Ивановны с Марком Захаровым началась с ссоры. Захаров начал репетировать в нашем театре «Доходное место» Островского.

Он был тогда режиссером молодым, хотел привнести в театральное искусство что-то новое, необычное. Например, предложил актерам играть Островского без грима.

Смотрите также:  5 знаменитых актёров СССР, которые навсегда остались холостяками

И вот представьте себе: когда Захаров вдохновенно рассказывал труппе о концепции спектакля, в полной тишине вдруг раздался голос Татьяны Ивановны:

«Что же это такое: почему, если человек ничего не умеет, он обязательно лезет в режиссуру!» В этом была вся Пельтцер — она, наверное, единственная во всем театре, позволяла себе говорить людям в лицо все, что думает.

Но прошло какое-то время, она поняла, насколько Марк талантлив, и ее отношение к нему потихоньку стало меняться в сторону обожания.

Когда Захарова назначили главным режиссером «Ленкома» и Марк ушел из Театра сатиры, он поступил деликатно по отношению к нашему руководителю Валентину Николаевичу Плучеку, — не взял с собой никого из артистов. Но Татьяна Ивановна просто не могла без Марка жить.

Она устроила Плучеку маленький скандал прямо на репетиции — назвала его «старым дураком». Он вспылил, обозвал ее «безумной старухой», Пельтцер воспользовалась моментом и подала заявление об уходе.

И Валентин Николаевич, который в другой ситуации никогда бы его не подписал, тут сказал: «Пожалуйста!» Татьяна Ивановна, которой только этого и надо было, тут же ушла к Захарову.

Мы поддерживали отношения почти до самой ее смерти. Два раза я ходила смотреть спектакль «Поминальная молитва», где Пельтцер играла старушку Берту.

Ее роль там ничего не значила: она выходила в конце второго акта со своим партнером Александром Абдуловым и произносила всего две или три реплики. Но публика была в восторге.

Когда я пришла смотреть этот спектакль второй раз, Татьяна Ивановна была уже очень больна и забывала текст.

«Ленком» устроил ее в клинику. Надеялись, что врачи восстановят ей память, но вскоре стало ясно, что это невозможно. Пельтцер привозили на спектакль, а потом увозили обратно.

Помню, она вышла на сцену, стояла и молчала. Ее текст говорил Абдулов: «Ну что, мама, в поезде вас, наверное, укачало? Вы, наверное, устали?» Татьяна Ивановна своим характерным, узнаваемым голосом ответила: «Да, очень!»

В зале поднялась буря аплодисментов! Они пошли дальше: Абдулов снова произнес за нее ее текст, и она снова ответила: «Да!» И снова — буря аплодисментов.

Т. Пельтцер и А. Абдулов.

Меня тогда поразило благородство театра, который всеми силами, до последнего старался сделать так, чтобы угасающая актриса чувствовала себя нужной и востребованной. В последнее время в «Ленком» ее привозили просто так.

Она уже не играла — только сидела в гримерной, дышала театральным воздухом, а актеры, которые обожали свою «бабушку», приходили, чтобы ее обнять».

Народная артистка России, актриса Театра сатиры Ольга Аросева: «Последние годы Татьяна Ивановна провела в сумасшедшем доме — я ее там навестила. Свидание разрешили очень неохотно, но я все-таки главврача уговорила. Татьяна бросилась ко мне, обняла…

Врач спросил: «Татьяна Ивановна, кто это к вам пришел?» Она думала-думала, а потом воскликнула: «Друг мой пришел!» — и заплакала. Видеть это было невыносимо».

Могила Т. Пельтцер на Введенском кладбище.

Источник

Оцените статью